Налоговещание

Loading

Цитата дня:

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755, французский писатель и философ)



Анекдот дня:

Бухгалтер приходит к налоговому инспектору:
— А я думал, что Вы умерли…
— С чего вы взяли?
— Да я слышал, как сегодня утром один человек о вас хорошо отозвался…

Также на нашем сайте:
Налоговый юмор

Ведение учета и сдача отчетности

Сдача отчетности в Налоговую, Пенсионный и Статистику

Онлайн бухгалтерия для предпринимателей

Скачать бланки

Податкова декларація з податку на прибуток підприємства 2013 з усіма додатками
Податкова декларація про майновий стан і доходи
Форма №1ДФ
Декларация НДС
Налоговая накладная

Бланки по единому налогу

Скачать другие бланки

 

 

Новости

Нападающему «Барселоны» Лионелю Месси предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов. Испанская прокуратура полагает, что Месси и его отец в 2007, 2008 и 2009 годах укрыли от налоговых органов 4,1 миллионов евро, продавая права на использование изображений игрока через фирмы, зарегистрированные в Белизе и Уругвае. 2013-06-21

В Англии группа мошенников пыталась получить 2,8 млн. фунтов в качестве возврата по уплате налогов. Они заверили налоговые органы в том, что получили от одной из компаний Иордана 19,4 млн. фунтов для съемок фильма под названием «Ландшафт лжи», что дало возможность претендовать на налоговые льготы, которые получают кинокомпании при съемках дорогих картин в стране. До появления первых подозрений группе уже удалось получить 700 тыс. возврата платежей, якобы сделанных на уплату НДС. 2013-04-28

Другие новости

Счетчики

Статистика сайта

Количество статей: 210
Статей в этом месяце: 0

Количество комментариев: 1312
Комментариев в этом месяце: 0

Просмотров статей: 4218777

Наши статьи уже просмотрели более двух с половиной миллионов раз!

Налоги в СССР. Командно-административная экономика

Налоги в СССР. Командно-административная экономика

Категория: История налогов. Ключевые слова: Россия
Рекомендую:

На территории СССР до 1991 г. существовала система так называемого социалистического перераспределения. Фактически можно отметить, что как таковой налоговой системы не существовало. Налоговая система в современном понимании трактовалась многими советскими учеными как еще один инструмент эксплуатации в буржуазном обществе.

Недаром в период военного коммунизма временно все налоги были отменены. Советское государство не могло иметь налоговой системы, основанной на достижениях "буржуазных" ученых. Между государственными предприятиями и самим государством в рамках единой социалистической системы не могло существовать налоговых отношений. Поэтому были построены особые механизмы, которые учитывали социалистические особенности форм собственности, накопления и перераспределения.

Поскольку основная форма собственности была государственная, то государственные предприятия и учреждения фактически не облагались налогом, ведь их доходы и так были государственными. Перераспределение между предприятиями и государством происходило через различные платежи в бюджет. Фактически налоговую форму имел только подоходный налог с граждан.

Таким образом, СССР отошел от того магистрального пути налогового развития, которым двигались ведущие страны мира. Советские ученые доказывали, что налоги являются свойственными для капитализма. Социалистическая система хозяйствования обеспечивали принципиально новый подход к формированию доходов бюджета. Финансовой основой государства становится социалистическая собственность и социалистическое производство, налоги же перестают быть главным источником доходов и постепенно уменьшаются. Особенно с населения, должно ярко иллюстрировать разницу с капиталистическим способом перераспределения, где основой бюджета являются налоги с трудящихся.

Свертывание новой экономической политики, становление командно-административной экономики отразилось и на налоговой системе. Отказ от равноправия различных форм собственности, переход к монополии государственной власти переориентировали налоговую систему в сторону конфискационного характера.

Одним из главных шагов на этом пути была налоговая реформа 1930 г. Система налоговых платежей с предприятий была представлена двумя основными налогами: отчислениями от прибыли и налогом с оборота. Последний соединил множество налогов, прежде всего, большое количество акцизов. Можно сказать, что с этого момента и до 1990 г. в СССР перестали существовать косвенные налоги.

Отчисления от прибыли сначала осуществлялись в виде процентной нормы (пропорциональной ставки). Однако позже такое распределение было отменено, и в бюджет могли взыскать всю плановую прибыль, оставив на предприятии только часть сверхплановых доходов. В таком виде этот платеж фактически переставал быть собственно налогом, однако имел значительное фискальное значение.

Такая система налогообложения просуществовала до распада СССР. Частично ее регламентация дополнилось во времена Великой Отечественной войны. До войны поступления в бюджет формировались, в основном, за счет платежей с предприятий. Однако, в связи с резким сокращением выпуска товаров широкого потребления, оккупацией основных экономических регионов страны, этот источник значительно уменьшился. Поэтому произошла определенная переориентация налоговой системы на налоги с населения: их удельный вес возрос до 13% по сравнению с 5% до войны. Это произошло путем пересмотра ставок, а также введением некоторых новых налогов, например, налога на одиноких и малосемейных граждан. Некоторые налоги потеряли свою экономическую сущность и были отменены или трансформированы.

Налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан взимался с конца 1941 г. с мужчин в возрасте 20 до 50 лет и женщин в возрасте 20 до 45 лет, не состоявших в браке не имевших детей.

Таким образом, критериями для налогообложения были не доходы граждан, а их возраст и семейное положение. Большинство плательщиков платили этот налог по ставке 6% от заработка при отсутствии детей, 1% - при наличии одного ребенка, 0,5% - двоих детей. Только колхозники платили фиксированную ставку, что делало этот налог фактически подушным.

Во время войны выплачивалось еще одно дополнение к подоходному налогу - военный налог. Он уплачивался лицами, достигшими 18-летнего возраста, и взимался не по прогрессивной, а степенной шкале. Военнослужащие освобождались от уплаты.

После войны главными источниками доходов для бюджета вновь становятся накопления социалистического хозяйства, основными платежами является налог с оборота и отчисления предприятий от прибыли, а значение платежей с населения немного уменьшается, что должно было повысить благосостояние трудящихся. С 1946 г. отменяется военный налог, повышается необлагаемый минимум для рабочих и служащих, предоставляются дополнительные льготы по налогу на одиноких и малосемейных граждан.

В целом в налогообложении продолжали использоваться те же принципы административно-командной экономики. Однако со второй половины 50-х годов определенные изменения произошли в сторону регулирующей функции налогов, уменьшался их конфискационный характер. Появляются механизмы, стимулирующие экономическую активность, широко используется система льгот.

Основными источниками доходов для государственного бюджета были: налог с оборота, платежи государственных предприятий из прибыли, подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, а также государственные налоги с населения (см. таблицу).

Доходы государственного бюджета СССР по основным разделам

Показатели 1981 1985 1989
Сумма, млн. руб. Удельн. вес, % Сумма, млн. руб. Удельн. вес, % Сумма, млн. руб. Удельн. вес, %
Всего доходов 320635 100 390603 100 493681 100
В т.ч. налог с оборота 100396 31,3 97716 25,0 111064 22,5
платежи государственных предприятий из прибыли 92432 28,8 119497 30,6 115510 23,4
подоходный налог с кооперативных и общественных организаций 1864 0,6 2522 0,7 4188 0,9
государственные налоги с населения 25501 8,0 30018 7,7 41689 8,4

Рассмотрим эти налоги подробнее.

Налог с оборота.

Этот налог был достаточно своеобразный экономический смысл и был не совсем похож на традиционный налог с оборота. Скорее он напоминает фискальную монополию. Тогдашняя экономическая мысль определяла его как часть чистого дохода общества, которая поступает в бюджет социалистического государства после реализации товара, в цену которого этот налог твердо закладывался заранее.

Чистый доход, который создавался в социалистическом обществе, принимал две основные формы: прибыль и налог с оборота. При этом, в областях, где реализуется незначительный размер чистого дохода общества, он целиком принимал форму прибыли. Формирование и конкретная величина налога с оборота зависели от общего уровня накоплений, реализуемых в цене товара. Налог с оборота - это не ценообразующий фактор, он полностью подчинялся политике цен в социалистическом государстве. Цена товара устанавливалась планово и четко соответствовала общегосударственному товарно-материальному балансу.

Таким образом, налог с оборота выполнял две основные функции: он был не только источником доходов для государства, но и регулятором рентабельности производства. Целью этого налога было поддержание рентабельности каждого предприятия на определенном уровне, поэтому ставки устанавливались с учетом рентабельности, которые зависят от производственных показателей, себестоимости и прибыли, исходя из утвержденных цен и торговых скидок.

Налогом с оборота облагался оборот по продаже товаров собственного производства или собственной закупки. Нетоварные обороты, связанные с предоставлением услуг, не облагались. Таким образом, существовала одноразовость налогообложения. Если же товары поступали в переработку и превращались в новый товар, который имел другие качества, то он уже облагался.

Для определения облагаемого оборота и начисления налога использовались следующие виды цен. Оптовая цена предприятия - среднеотраслевая себестоимость товара плюс прибыль. Оптовая цена промышленности - среднеотраслевая себестоимость товара, прибыль и налог с оборота. Розничная цена - оптовая цена промышленности плюс торговая наценка. Процесс ценообразования проходил, например, так.

Расчет налога с оборота

№ п/п Показатель Сумма, руб. Примечание
1 Полная себестоимость 1,00  
2 Прибыль 0,15 Исходя из 15% рентабельности
3 Оптовая цена предприятия 1,15 1+2
4 Налог с оборота 0,40 5-3
5 Оптовая цена промышленности 1,55 7-6
6 Торговая наценка 0,05  
7 Розничная цена 1,60 Устанавливается ценовой политикой государства

В данном примере использовался метод расчета налога с оборота в виде разницы между оборотом в розничных ценах (за вычетом торговых наценок) и оборотом в оптовых ценах предприятия. Так рассчитывался налог с оборота в 75-80% случаев. Другими методами были расчет налога с оборота в твердых суммах с единицы товара (10-15% случаев) и в процентах к обороту от реализации (как правило, по тем товарам, для которых не устанавливались оптовые цены, для кооперативных предприятий - 5-10% случаев).

Таким способом государство могло искусственно сдерживать рентабельность производства, что было одной из главных целей этого налога. В СССР она была после взимания налога с оборота на уровне 15-17%. Только для новых товаров могла использоваться в качестве стимула рентабельность до 30%. Фактически же объектом налогообложения был не оборот товаров, а прибыль предприятий. Ставки налога разрабатывались для конкретного предприятия (их объединений) с учетом уровня рентабельности независимо от того, к какой группе относились те или иные товары. Таким образом, этот налог можно назвать прогрессивным налогом на прибыль.

И если бы в нашем примере государство снизило цену товара до 1,55, то это привело бы не к снижению прибыли предприятий, а к уменьшению налога с оборота до 0,35 руб.

Платежи из прибыли государственных предприятий.

Поскольку государственная форма собственности была доминирующей, то именно этот вид платежей в бюджет занимал существенную долю. Вместе с налогом с оборота эти два платежа иногда достигали до 60% доходов государственного бюджета.

Как уже упоминалось выше, в середине 60-х годов значение регулирующей функции повысилось. Для увеличения эффективности производства, усиления экономических методов воздействия необходимо было установить связь между деятельностью предприятия и размером отчислений в бюджет. Поэтому в 1965 г. вместо одного вида отчислений из прибыли было введено три: плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства; фиксированные платежи; взносы в бюджет свободного остатка прибыли. Каждый из них выполнял определенную роль в системе прибыли. Рассмотрим их подробнее.

а) Плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства.

Этот платеж составлял в структуре всех платежей из прибыли примерно 30%. По сути, это был налог на имущество предприятия. Норматив устанавливался на ряд лет и для большинства предприятий составлял 6%. Для низкорентабельных предприятий он устанавливался на уровне 3%, а для предприятий, выпускавших табак, чай и т.п. - 10%. Для расчета основные фонды учитывались по первоначальной стоимости. Это делалось для того, чтобы предприятия не пытались использовать старые основные фонды, что сдерживало бы процессы реновации.

б) Фиксированные платежи.

В структуре всех платежей из прибыли их удельный вес в 70-х гг. примерно составлял 5%, затем снизился до 1%. Фиксированные платежи введены для взимания прибыли предприятия, полученной по причинам, от него не зависящим. Использовались для добывающей промышленности, в которой при особо благоприятных условиях создается дифференцированный чистый доход, а также для перерабатывающей промышленности (соответственно рентные и нерентные фиксированные платежи).

В добывающих отраслях оптовые цены определялись исходя из затрат предприятий, работавших в относительно худших природных условиях. Поэтому те предприятия, которые работали в благоприятных условиях, могли получать дополнительную прибыль. Именно эта прибыль и была источником для установления фиксированных платежей. Как и дифференцированная земельная рента, эти платежи были связаны с благоприятными природными (или, скажем, инфраструктурными) условиями.

Для расчета размеров фиксированных платежей рекомендовалось взимать прибыль, полученную в виде разницы между фактическим уровнем рентабельности предприятий и среднеотраслевой, увеличенной на два пункта. Рассмотрим пример.

Объем добычи нефти на предприятии - 4000 тыс. т, стоимость производственных основных фондов - 10000 тыс. руб., оптовая цена нефти - 3 руб./т, себестоимость - 1,5 руб./т, среднеотраслевая рентабельность - 15%.

Прибыль такого предприятия составляет (3-1,5) х 4000 = 6000 тыс. руб.

Рентабельность к основным фондам 60% (6000 / 10000 х 100%).

Рентабельность, которая остается 15 + 2 = 17% (среднеотраслевая рентабельность, увеличенная на 2 пункта).

Прибыль из расчета 17% рентабельности 10000 х 17% = 1700 тыс. руб.

Сумма фиксированных платежей 6000-1700 = 4300 тыс. руб.

Размер фиксированных платежей на 1 т нефти 4300/4000 = 1,075 руб./т.

в) Взносы в бюджет свободного остатка прибыли.

Этот платеж выступал как конечный результат распределения прибыли. Свободный остаток прибыли образуется после вычета обязательных платежей в бюджет (платы за основные фонды, фиксированных платежей) и сумм, направляемых на уплату банковских процентов, прибыли, остается на создание фондов экономического стимулирования, на расширение производства и т.п. Он свободный, поскольку определяется после удовлетворения потребностей предприятий, предусмотренных планом. Однако в масштабах государства его нельзя считать свободным. Он принадлежит обществу. Если не его взимать, это может ослабить хозрасчет, привести к росту внеплановых расходов, нарушению плановых пропорций и уменьшению финансовых ресурсов общества. Эти взносы не имели специально установленных ставок, в бюджет направлялись суммы превышения доходов над всеми расходами, отчислениями и платежами предприятия.

Для повышения заинтересованности предприятий в результатах работы, при определенных условиях разрешалось заменить отчисления свободного остатка прибыли на нормативное распределение.

г) Нормативное распределение прибыли.

Для перехода от уплаты в бюджет свободного остатка прибыли к уплате нормативов необходимо было выполнить определенные условия. Фактически это был налог на прибыль в отличие от полного перечисления свободного остатка. Условия для перехода были достаточно жесткими: стойкие рентабельность и финансовое состояние, превышение платежей из прибыли в отрасли над ассигнованиями из госбюджета и др. Нормативы были разными и устанавливались для целых отраслей.

Подоходный налог с кооперативных и общественных организаций.

Налоги с кооперативных организаций, хозяйственных органов профсоюзов, колхозов выполняли в большей степени контрольную функцию. Проверка правильности начисления и уплаты налогов позволяли финансовым органам постоянно осуществлять контроль за выполнением планов и обязательств перед государством.

Для кооперации налог рассчитывался по ставке 35%, а для хозяйственных органов профсоюзов - 25% от фактической балансовой прибыли.

Порядок налогообложения колхозов был ориентирован на то, чтобы давать возможность слабым субъектам укреплять свое хозяйство. Колхозы, рентабельность которых была меньше или равна 25%, от налога освобождались, а максимальная ставка налога не могла превышать 25% чистого дохода.

Налогообложению подлежали два объекта.

1. Чистый доход за вычетом части, которая отвечала рентабельности 25%. Ставка устанавливалась за каждый процент рентабельности более 25% и равнялась: с 25-30% - 0,1%, с 30-40% - 0,2% с 40-50% - 0,4%; более 50% - 0,5%, но не более 25% в целом.

2. Часть фонда оплаты труда, превышающей среднемесячный заработок в расчете 70 руб. на одного колхозника в месяц. Ставка равнялась 8%.

Подоходный налог с граждан

Спецификой подоходного налога в СССР было то, что уровень налогообложения зависел от социальной группы плательщика. Конечно, доходы рабочих облагались налогом по ставкам ниже, чем доходы тех, кто занимался частной практикой.

Объект налогообложения разделяли на различные категории: заработки рабочих и служащих по месту основной работы; заработки граждан, облагающихся налогом на равных условиях с рабочими и служащими; заработки граждан не по месту основной работы; авторские вознаграждения и иные доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, которые занимались кустарно-ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой, другие доходы.

Конечно, для первых двух групп устанавливались более низкие ставки. Необлагаемый минимум составлял 70 руб., При заработках от 70 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб., при заработках от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. +12%, Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. При налогообложении доходов, полученных не по месту основной работы, сохранялся тот же порядок, но уже без необлагаемого минимума.

Для литераторов устанавливались те же ставки, но в год и без необлагаемого минимума. Для кустарей необлагаемый минимум составлял 840 руб. в год. При заработках до 3000 руб. в год ставки оставались те же, а при более высоких заработках - увеличивались.

Для других групп ставки устанавливались от 10-15% до 69-81% исходя из годового заработка за прошлый год. Необлагаемый минимум - 300 руб.

Еще одним традиционным налогом с населения в СССР был налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан. База налогообложения была та же, что и для подоходного налога. С рабочих, служащих, приравненных к ним граждан по месту основной работы налог не взимался при доходах до 70 руб. От 71 до 90 руб. налог составлял от 0,20 до 5,33 руб., выше - 6%. Из других доходов налог взимался без необлагаемого минимума по ставке 6%.

Существенные изменения в экономической системе государства, ослабление административных механизмов управления, развитие негосударственных форм собственности, курс на рыночные превращения привел к необходимости ключевых реформ и в налоговой системе.

Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Статью подготовил(а) Виталий.

2013-05-18


Податки в СРСР. Командно-адміністративна економіка

Смотрите также

Налоги в СССР. Военный коммунизм и НЭПИстория налогов в РоссииИнтересные исторические факты о налогахПословицы и поговорки о налогах
Интересные налоги27 уроков из истории развития налоговых систем от Чарльза Адамса

Вернуться на главную

Комментарии

Русанов 2013-07-24 11:58:38
Вполне научно


Русанов 2013-07-24 12:11:15
Вполне научно


FlossieHiz 2017-07-25 18:19:43
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil": взлом captcha Гугла, Yandex, Facebook, ВКонтакте, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia, а также свыше 8400 (!) других видов капчи, с высокой скоростью (100 изображений в секунду) и точностью (80%-100%). В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser, и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Интересно - ищите в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver" XRumer20170725


FlossieHiz 2017-07-25 23:42:59
Нейросетевое обновление "XRumer 16.0 + XEvil 3.0": распознавание капчи Гугла, Яндекса, Фэйсбука, VK, Bing, Hotmail, Mail.Ru, SolveMedia, а также свыше 8400 (!) других типов captcha, с высокой скоростью (100 изображений в секунду) и точностью (80%-100%). В XEvil 3.0 реализовано подключение любых SEO/SMM программ - XRumer, GSA, ZennoPoster, VKBot, A-Parser, и многих других. Готовится абсолютно бесплатная демо-версия. Заинтересованы - ищите в YouTube "XEvil: new OCR - captcha solver" XRumer20170725


Добавить комментарий

Введите Ваше имя

Введите Ваш комментарий (не более 700 знаков):

Введите в поле цифры, перечисленные ниже, подряд (без запятых, пробелов и т.д.):

один два два пять три


Copyright © 2010-2013 "Налоговещание"
Публикация материалов разрешается при использовании активной индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта